Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи

Государственное учреждение культуры «Жабинковская районная централизованная библиотечная система»

Центральная районная библиотека

 

 2020.02.27 09 18 04

г. Жабинка, 2020 г.

Название проекта: «Профориентационный навигатор» - создание информационно-досугового центра на базе центральной районной библиотеки ГУК «Жабинковская централизованная библиотечная система»

Автор проекта: Гончар И.П. – директор ГУК «Жабинковская районная централизованная библиотечная система».

Ответственные за реализацию проекта: Гончар И.П. – директор ГУК «Жабинковская централизованная библиотечная система»;

Дулевич Г.Г. – заведующий отделом библиотечного маркетинга центральной районной библиотеки;

Корнелюк И.П. – заведующий отделом обслуживания, информации и МБА центральной районной библиотеки.

Контактные данные: (8-01641) 21149, 23350; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Адрес: Брестская область, г. Жабинка, ул. Советская, 8а.

Сайт: www.zhabinkalib.by

Введение.

Жабинковская районная библиотека входит в состав ГУК «Жабинковская централизованная библиотечная система». В районе проживает 24,2 тыс. человек, из них городского населения 14,6 тыс. человек. Читателями центральной районной библиотеки являются 3008 человек. Фонд районной библиотеки 58,4 тысяч экземпляров документов. Книговыдача за 2019 год составила 62 830 экземпляров.

Всего в районе проживает 4,0 тыс. молодых людей, из них 456 являются читателями библиотеки (в том числе 277 человек – учащиеся 9-11 классов).

На территории Жабинковского района находится 1 базовая школа, 9 средних школ, 1 лицей. Профессионально-технических, средних специальных или высших учебных заведений в районе нет.

Целевая аудитория. Учащиеся 8-11 классов общеобразовательных школ Жабинковского района.

Актуальность проекта.

Актуальность проекта определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания, пробуждения интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит сбор информации, её анализ, планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» надо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда. Молодой человек должен правильно и реально оценивать свои интересы, возможности и способности. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, решить которую поможет системный подход к получению необходимой информации. Такую информацию может предоставить библиотека.

Краткое описание проекта.

Как найти себя в жизни, выбрать профессию по душе и при этом получать стабильный доход, какие навыки будут востребованы в будущем, как и где им научиться? Именно библиотека поможет молодежи найти ответы на эти вопросы.

Библиотека, как социальный институт, может содействовать формированию у подростков и юношества мотивов выбора профессии и созданию условий, максимально облегчающих профессиональное самоопределение; донести до подростков идею о том, что правильный выбор профессии после школы определит всю их взрослую жизнь. «Правильная» профессия должна соответствовать трем критериям: хочу (то, что нравится), могу (к чему есть склонность), надо (что востребовано).

Профориентационный центр на базе публичной библиотеки должен стать информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности молодого человека в профессиональной области, помочь в выборе профессии, которая подходит человеку соответствует его способностям, характеру и прочим физическим и психологическим составляющим, и при этом актуальная и востребованная на современном рынке.

Цель проекта – оказание информационной поддержки учащимся школ, молодёжи в процессе самоопределения и выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, повышение уровня информативности о различных аспектах современных профессий и возможности их получения в учебных заведениях РБ и странах ближнего зарубежья через деятельность информационно-досугового центра «Профориентационный навигатор».

Задачи:

- изучение возможностей, склонностей, предпочтений («профессиональные интересы») подростков и молодёжи для дальнейшего профессионального обучения;

- налаживание деловых контактов с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке;

- комплектование и популяризация литературы профессиональной направленности;

- организация и проведение профориентационных мероприятий для учащихся 8-11 классов;

- создание банка данных по учебным заведениям среднего и высшего звена и профессиограмм;

- оказание консультационной помощи и поддержки силами профессионального психолога;

- подготовка и выпуск изданий по профориентации.

Сроки реализации проекта: 1 февраля 2020 года – 31 декабря 2021 года

Ресурсы.

Информационная поддержка проекта: размещение информации о мероприятиях реализации проекта в районной газете «Сельская праўда», на странице официального сайта ГУК «Жабинковская районная централизованная библиотечная система (www.zhabinkalib.by), в соцсетях «вКонтакте» на странице центральной районной библиотеки.

Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств ГУК «Жабинковская районная централизованная библиотечная система».

Материально-техническое оснащение предполагает использование имеющего оборудования, оргтехники в центральной районной библиотеке.

Методическое обеспечение проектной деятельности осуществляется отделом библиотечного маркетинга центральной районной библиотеки.

Кадровое обеспечение. Основные разработчики проекта координируют работу, ведут переговоры со всеми заинтересованными людьми, специалистами, организуют встречи, консультации, осуществляют выбор специалистов для организации мероприятий, ведут отчѐтно-учѐтную документацию. Исполнение проекта координируется администрацией ГУК «Жабинковская районная централизованная библиотечная система».

Партнеры проекта:

- Центр занятости населения Жабинковского района;

- школы Жабинковского района;

- лицей г.Жабинка;

- предприятия и организации района.

Функции центра:

- диагностическая;

- образовательная;

- консультационная;

- обучающая;

- социально-коммуникативная.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы

При определении эффективности учитываются принципы: конкретность полученных результатов, измеримость и достижимость результата, реальность поставленных целей.

В работе с учащимися 8-9 классов особое внимание необходимо уделять деятельности по формированию умения ориентироваться в мире профессий, понимания значения профессиональной занятости для человека, адекватной самооценки собственных способностей и ценностных ориентаций, осознания степени соответствия собственных качеств требованиям выбираемой профессии. Это делается для того, чтобы не допустить неправильного профильного, а затем профессионального выбора.

В 10-11-х классах внимание акцентируется на включении учащихся в действия по саморазвитию своих способностей и возможностей в процессе профильного обучения и профессиональных проб, с целью достижения более полного и точного своего соответствия выбранной профессии и осознанности выбора.

Критерии эффективности

  1. Уровень социализации

Показатели критерия:

  • адекватная самооценка;
  • наличие положительной «Я-концепции», социальной позиции;
  • наличие способности к выбору и ответственности за принимаемые решения;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • посещение профессиональных образовательных организаций (секций, кружков, направлений) в соответствии с изучаемым в школе профилем;
  • наличие перспективы своей профессиональной карьеры.
  1. Удовлетворённость обучением

Показатели критерия:

  • содержание обучения;
  • межличностные отношения в группе;
  • мотивация к обучению;
  • ориентация на продолжение учебы в соответствии с интересами, склонностями и способностями;
  • соответствие доминирующего типа интеллекта выбору участника проекта.
  1. Информированность участников проекта

Показатели критерия:

  • проведение профориентационных мероприятий;
  • степень вовлеченности в культурные центры;
  • динамика взаимодействий с родителями и опекунами, педагогами;
  1. Критерий личностного самосовершенствования

Показатели критерия:

  • доля обучающихся, вовлечённых в систему дополнительного образования.
  • результативность изучения дисциплин, выбранных по направлениям склонностей, интересов и способностей.
  1. Мотивационно-личностный критерий

Показатели критерия:

  • поступление в профессиональные образовательные заведения в соответствии с выбором подростка.

Рабочий план реализации проекта

п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Организационные

мероприятия

1

Организационное совещание по вопросам проведения мероприятий

Февраль 2020 г.

Сентябрь 2020 г.

Январь 2021г.

Сентябрь 2021 г.

Гончар И.П., директор ГУК «Жабинковская районная централизованная библиотечная система»

2

Подписка на специальную периодику

В рамках подписных кампаний

Радкевич Е.А., заведующая отделом комплектования, обработки и организации единого фонда

3

Приобретение специальной литературы

В течение 2020 г. и 2021 г.

Радкевич Е.А., заведующая отделом комплектования, обработки и организации единого фонда

4

Разработка квест-игры по профориентации «Познай себя»

Февраль 2020 г.

Дулевич Г.Г., заведующая отделом библиотечного маркетинга

 

Масштабные мероприятия

1

Презентация проекта

Март 2020 г.

Гончар И.П., директор ГУК «Жабинковская районная централизованная библиотечная система»;

Дулевич Г.Г., заведующая отделом библиотечного маркетинга

Массовые мероприятия

1

Встречи с психологом, тренинги по профориентации

Раз в квартал

Школьный психолог

2

Дискуссионная площадка «Лицо нашего времени»

На протяжении всего проекта

Гончар И.П. директор ГУК «Жабинковская районная централизованная библиотечная система»;

Корнелюк И.П. заведующая отделом обслуживания, информации и МБА ЦРБ

3

Проведение квест-игры по профориентации «Познай себя»

Март-май, октябрь-декабрь 2020 года;

Январь-май, октябрь-декабрь 2021 года.

Корнелюк И.П. заведующий отделом обслуживания, информации и МБА ЦРБ

4

«Рынок диктует профессию» – встреча с представителем Центра занятости населения Жабинковского района

Май 2020 г.

Май 2021 г.

Корнелюк И.П. заведующая отделом обслуживания, информации и МБА ЦРБ

5

Проведение профориентационных игр

На протяжении проекта

Корнелюк И.П. заведующий отделом обслуживания, информации и МБА ЦРБ

Издательская деятельность

1

Выпуск рекомендательных изданий по актуальным профессиям

На протяжении реализации проекта

Библиограф, работники отдела библиотечного маркетинга центральной районной библиотеки

2

Выпуск информационных закладок–профессиограмм «Знакомьтесь. Профессия…»

На протяжении реализации проекта

Работники отдела библиотечного маркетинга центральной районной библиотеки

Информационная деятельность

1

Создание банка данных по учебным заведениям среднего и высшего звена

Март-июнь

2020 г.

Карпищук М.В., библиограф центральной районной библиотеки;

Романова Т.И., библиотекарь отдела библиотечного маркетинга центральной районной библиотеки

2

Создание банка данных профессиограмм по актуальным профессиям

На протяжении реализации проекта.

Карпищук М.В., библиограф центральной районной библиотеки;

Романова Т.И., библиотекарь отдела библиотечного маркетинга центральной районной

 

Ожидаемые результаты проекта.

Развитие мотивации и способности к осознанному подходу самоопределения молодого человека в выборе профессии – основа деятельности информационно-досугового центра «Профориентационный навигатор».

Понимание молодого человека, в какую профессию он хочет попасть, что ему для этого нужно, где этому научиться, что прочитать, какие видео посмотреть – это и есть навык осознанного подхода.

Итоговым результатом эффективной профессиональной ориентации юношества должна считаться социализации личности. Если молодой человек в юном возрасте сделает правильный профессиональный выбор, то это – двойная выгода.

Первая – человек на своём месте получает удовлетворение от результатов своей деятельности. Вторая вытекает из первой, соответствие человека выбранной им профессии способствует росту производительности труда, тем самым является экономическим эффектом для общества.

Развитие проекта. Продолжение работы информационно-досугового центра «Профориентационный навигатор» и после завершения действия проекта.

Смета проекта.

Наименование

Сумма

1

Приобретение видеопроектора и экрана

1200 бел. руб.

2

Приобретение компьютерной техники 1 шт.

1000 бел. руб.

3

Подписка на журнал «Кем быть?»

293,00 бел. руб.

(на 2 года)

4

Закупка литературы по профориентационной тематике.

500 бел. руб.

5

Расходные материалы для проведения квест-игры «Познай себя»

200 бел. руб.

6

Закупка призов для победителей квест-игры «Познай себя»

200 бел. руб.

7

Набор настольных игр и профоринтационных уроков «Мир профессий будущего»

В комплект входят:

Методическое пособие «Разговоры о будущем»: 22 урока

Игра «Компас новых профессий»

Игра «Профессиональное лото»

Игра «Курьер, прощай!»

Игра «Специалист будущего»

https://kompas100.ru/mpb#price

24 000 рос. руб.

 

Итого

3393 бел. руб.

и

24 000 рос. руб.