Хмелеўская Спаса-Праабражэнская царква

Спасо-Преображенская церковь в деревне Хмелево – один из старейших храмов на Брестчине. Возведен он в 1725 году в честь Преображения Господня. Спустя полвека, потерпев от междуусобных войн, храм потребовал частичного обновления. В 1774 году известный магнат Адам Чарторыйский пожертвовал на восстановление Хмелевской церкви значительную сумму. С тех пор храм никогда не закрывался, не подвергался осквернению и не горел. Местные жители удивленно замечают: стены из дерева, а на самом деле – будто из камня. Гвоздь вбиваешь – не идет, нагревается, но не идет. Храм включен в список культурного наследия Беларуси. Хмелевский храм является памятником деревянного зодчества в стиле барокко с элементами классицизма.

Он расположен на западной окраине агрогородка Хмелево, на старом кладбище, где растёт сосновый бор. Территория церкви огорожена капитальным бетонным забором. К сожалению, время не сохранило имени зодчего, построившего церковь. На протяжении своего существования она неоднократно обновлялась. В 1839 году к главному фасаду пристроен тамбур, рядом с храмом была возведена деревянная двухъярусная звонница. Церковь и звонница образуют единый архитектурный ансамбль.

Спасо-Преображенская церковь относится к типу храмов, которые в плане напоминают форму креста. Такой тип плана очень распространён в храмовом строительстве Брестской области.

В оформлении церкви сохранились произведения монументальной живописи и декоративного искусства 18–19 вв. Прежде всего, двухъярусный резной иконостас.

В интерьере церкви среди других выделяются две чудесные иконы 18–19 веков – это «Матерь Божья Ченстоховская» в деревянном киоте и «Апостол Марк», которые являются произведениями древнебелорусской живописи.

Ченстоховская икона Божьей Матери относится, по преданию, к тем 17-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66-67 годах н. э., во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохранили в пещерах и Ченстоховский образ Божьей Матери. В 326 году святая царица Елена получила в дар эту икону, привезла её в Константинополь и поместила её в дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. Именно этой иконой благословили в X веке царевну Анну на брак с князем Владимиром. Анна перевезла икону в Киев. Позже, в XIII веке, образ со всеми почестями был перенесен в Бельзский замок князем Львом Даниловичем, основателем города Львова, и отдан в ведение православному духовенству. Земли, на которых стоял замок Бельз, впоследствии отошли к Польше, князь Владислав Опольский с должным почтением отнесся к святыне. Через некоторое время Заступница Небесная сообщила князю во сне, чтобы ее перенесли на Ясную гору. Ченстоховский монастырь, основанный в указанном месте в 1352 году, стал следующим приютом иконы.

Конечно, в монастыре находится не именно та икона, но очень старый редкий список с нее, выполненный в XVII–XVIII вв. на холсте и прославившийся многими чудесами. Икона является местночтимой. В XX веке икону неоднократно пытались украсть, но всякий раз она снова возвращалась на место. Сегодня Ченстоховская икона особо почитается среди православных. Были неоднократные случаи исцеления возле нее. Специально в честь чудотворной иконы в 2000 г. был возведен храм-часовня Ченстоховской Божией Матери. Освящение нового храма архиерейским чином состоялось 17 ноября 2002 года. Это первый в Беларуси храм в честь чудотворного образа Матери Божьей Ченстоховской.

Притча о Чудотворной иконе Божьей Матери Ченстоховской

«Первоначально икона находилась в часовне в имении помещика. Однажды, когда случился пожар, вся часовня полностью сгорела, но икона осталась невредимой, а только лишь потемнела и свилась в трубочку. Помещик получил откровение во сне взять на пожарище святую икону и построить для неё новый храм. Он с усердием начал искать место и объезжать на коне окрестности села Хмелево.

Примерно на расстоянии километра от села на горке в лесу конь остановился и стал как вкопанный. На том месте был построен Спасо-Преображенский приходской храм, в котором до сего дня пребывает святая икона». [1]

30 декабря 1999 года получено благословение архиепископа Брестского и Кобринского Константина (ныне покойного) о преобразовании Спасо-Преображенского прихода в Спасо-Преображенскую мужскую пустынь.

В 2004 году пустынь преобразована в мужской монастырь в честь Преображения Господня. Наместником монастыря является архимандрит Серафим (Василий Иванович Петручик) – «Человек года – 2000» на Брестчине.

Сегодня в монастыре несут послушание 18 монашествующих.

Приезжают люди в Хмелево не только из всех уголков Беларуси, но и из России, Украины, Прибалтики и Польши. Уже 290 лет ежегодно 19 августа, в день Преображения Господня, Спасо-Преображенская церковь встречает всех жарким ароматом вкусных яблок, принесённых на освящение в яблочный Спас, запахом цветов, которыми украшаются все уголки храма, благоуханием ладана.

Несмотря на свой почтённый возраст, Спасо-Преображенская церковь светло и радостно смотрит в мир и вселяет в души людей надежду на счастье и благополучие.

Настоятели Хмелевской Спасо-Преображенской церкви

Протоиерей отец Фёдор

Протоиерей отец Михаил

Протоиерей отец Михаил

Протоиерей отец Иоанн


Митрофорный протоиерей
отец Николай Соболевский
(03.10.1904 – 07.04.1979)


Отец Александр

Отец Пётр Бабич

Отец Пётр Романович

Отец Алексей Скуловец

Отец Григорий Колесник

Отец Иоанн Кинчак

Архимандрит отец Серафим (в миру Василий Иванович Петручик, 1965 г.р.). Родился в г. Жабинка. Закончил СШ №1 г.Жабинка, художественное училище в г. Кобрине. После училища мирянин Василий Петручик отправился в Жировичский мужской монастырь. Пять лет был послушником, затем принял постриг и имя Серафим. С 1995 года – настоятель Спасо-Преображенского храма, с 30 декабря 1999 года – настоятель Спасо-Преображенской мужской пустыни.