Храм свяціцеля Мікалая Цудатворца (в. Вялікія Сяхновічы)

НАСТОЯТЕЛИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ДЕРЕВНЕ БОЛЬШИЕ СЕХНОВИЧИ

УНИАТСКИЕ (ГРЕКО-РИМСКИЕ) СВЯЩЕННИКИ:

Василий Белевич – назначен в 1727 году;

Федор Железовский –  упоминается в 1761 году;

Леонтий Федорович Железовский – 1798-1823 годы;

Теодор Леонтьевич Железовский – 1823-1842 годы.

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ:

иерей Иоанн Григорьевич Левицкий – 1842-1870 годы;

иерей Александр Иоаннович Левицкий – 1870-1877 годы;

иерей Василий Леонтьевич Любинский – 1871-1887 годы;

протоиерей Павел Петровский – 1888-1914 годы;

иерей Константин Игнатьевич Кончевский – 1914-1915 годы;

иерей Иоанн Иоаннович Самойлович – 1921-1923 годы;

иерей Иоанн Стасюк – 1925-1935 годы;

иерей Максим Секретюк – апрель-октябрь 1935 года;

иерей Иоанн Митишук – ноябрь-декабрь 1935 года;

иерей Иоанн Яковлевич Житинец – 1936-1937 годы;

иерей Игорь Дмитриевич Зелезняк – 1937-1943 годы;

протоиерей Владимир Александрович Рункевич – 1943-1954 годы;

протоиерей Михаил Иоаннович Лисицкий – 1954-1960 годы;

протоиерей Федор Михайлович Пашкевич – 1962-1982 годы;

протоиерей Василий Середин – 1983-1987 годы;

митрофорный протоиерей (с 26 июня 2022 года – иеромонах) Алексий Иоаннович Петрусевич – назначен 26 декабря 1987 года.

ИСТОРИЯ БОЛЬШИХ СЕХНОВИЧЕЙ

Впервые деревня Сехновичи упоминается в документальных источниках 25 апреля 1509 года, в привилее (дарственной грамоте), выданном королём польским и великим князем литовским Жигимонтом Старым дьяку Костюшко Федоровичу. Этой грамотой, составленной в королевском Краковском замке, государь подарил верному слуге и его потомкам имение Сехновичи, находившееся в то время в Каменецком повете.

В начале XVII столетия имение разделили на Большие и Малые Сехновичи. В 1620 году Большие Сехновичи закрепились за старшей ветвью Костюшко (так называемых Ивановичей-Костюшко). В состав имения входили деревни Большие Сехновичи, Грицевичи, Семеновцы. Владели им сыновья Ивана Костюшко: Павел, Петр, Хризостом.

Сыновьям Павла пришлось отказаться от своей части наследства в пользу князей Чарторыйских. Ещё одна часть досталась брестскому каштеляну Юзефу Быстрому, который незадолго до своей смерти в 1781 году продал ее за 130 000 злотых генералу Подольских земель князю Адаму Казимиру Чарторыйскому, принимавшему деятельное участие в судьбе Тадеуша Костюшко. Согласно административным преобразованиям, которые тогда осуществлялись Антонием Тизенгаузеном – государственным и общественным деятелем, меценатом – Большие Сехновичи вошли в состав Речицкого ключа.  Обедневшие Костюшко стали арендаторами в прежнем родовом гнезде.

В 1783 году аналогичные права арендатора получил судья Михал Залесский. Между 1785 и 1789 годами после возвращения из США бригадный генерал в отставке Тадеуш Костюшко много раз бывал в семье Залесских. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году деревня вошла в состав Российской империи, с 1801 года принадлежала Кобринскому уезду Гродненской губернии. В 1816 году в имении проживали 153 крестьянские семьи. В первой половине XIX века Речицкий ключ стал делиться, из его состава снова вышли Сехновичи и в 1818 году проданы Франтишеку Иллаковичу, часть – Нарбутам.

В 1850 году владельцем Больших Сехновичей стал Вандалин Пржибора, представители его рода являлись хозяевами усадьбы вплоть до 1939 года, когда погиб последний владелец Кароль Пржибора.

Во 2-й половине XIX века Вандалин Пржибора и его сын Клеменс возвели в Больших Сехновичах усадьбу с небольшим парком. В конце XIX – начале XX века построили крахмальный завод, закрытый в 1980-х годах.

В 1861 году образовалась Сехновичская волость с центром в Больших Сехновичах, где существовала церковь и училище, проживали 217 человек.

1 октября 1912 года было открыто 2-е Сехновичское народное училище. По переписи 1897 года в селе было 28 дворов, 146 жителей; господский дом с 33 жителями, сторожки, бывший трактир и 5 рабочих домов (всего 63 человека). С 1921 по 1928 годы существовала Сехновичская гмина. Согласно Рижскому договору 1921 года деревня вошла в состав Польши, принадлежала Кобринскому повету Полесского воеводства. С 1939 года – в составе СССР.

В 1935 году насчитывалось 67 хозяйств, 342 жителя. В 1939-1941 годах в здании крахмального завода была расквартирована советская воинская часть. В послевоенное время на месте бывшего усадебного дома построен жилой дом. Руины крахмального завода простояли до 2003 года. В 1970 году в Больших Сехновичах было 95 дворов и 323 жителя; в 1998 году – 74 двора, 157 жителей, имелись клуб, магазин, медпункт; в 2022 году – 52 двора, 95 жителей, остался только магазин.

ИСТОРИЯ ХРАМА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Храм святителя Николая Чудотворца находится в центре деревни Большие Сехновичи. Располагался раньше с восточной стороны помещичьей усадьбы, которая до наших дней не сохранилась. В каком году и кем построена церковь доподлинно неизвестно.

Первое документальное свидетельство о существовании храма относится к 18 декабря 1727 года, когда упоминается фундуш (пожертвование) для обновления старой Сехновичской церкви от писаря городского брестского суда Брестского воеводства Павла Доминика Костюшко-Сехновичского и его жены Цецилии Урет.

Изначально это был униатский храм. Документ свидетельствует, что церковь, основанная в древности предками Павла Костюшко, со временем пришла в полное запустение и начала разрушаться, поэтому сехновичские крестьяне были вынуждены посещать «чужие» храмы. В обновленную Свято-Николаевскую церковь по приказу панов-собственников назначался священник Василий Белевич. В его пользование оставлен церковный дом со всеми постройками и близлежащими землями, лесами и сенокосами. От отца Василия и будущих сехновичских настоятелей Костюшки лишь требовали «усердно заботиться о духовной пользе прихожан» и каждую субботу служить обедню в честь основателей храма.  

Долгое время в церкви совершал пастырское служение священнический род Железовских: в 1761 году приходским священником был Федор Железовский, с 1798 по 1823 годы – его сын Леонтий. В селе Большие Сехновичи родились дети Леонтия: Теодор, Иоанн и Яков – будущий епископ Брестский Игнатий (1802-1872).

С 1823 по 1842 годы служил Теодор Леонтьевич Железовский – старший брат будущего владыки Игнатия. После отмены Унии в   1839 году церковь передана православным. Униатский священник Теодор Железовский был отстранен от службы за то, что в 1831 году посещал Беловежскую пущу, где приводил к присяге повстанцев, выступивших против царизма, и отказывался перейти из греко-католической в православную веру.

В 1837 году в церкви проведен капитальный ремонт. 19 октября (1 ноября по новому стилю) 1857 года епископ Брестский Игнатий (Железовский) освятил престол храма во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1860 году проведена частичная реконструкция церкви с установкой двух куполов. Сохранились сведения о ремонте святыни в 1862 году, что епископом Брестским Игнатием (Железовским) церковь была обеспечена «очень хорошим иконостасом и абсолютно перестроена внутри», сам он неоднократно проводил там службы. Храм входил в состав Черевацичского благочиния Кобринского уезда Гродненской губернии. В 1865 году при храме построен причтовый дом. В 1867 году храм перестроен, но в целом сохранил гармонию аутентичных форм.

В 1842-1870 годах настоятелем храма в деревне Большие Сехновичи служил уроженец Волыни Иоанн Григорьевич Левицкий (1806-1894) – близкий родственник Игнатия Железовского, муж племянницы епископа Павлы (Павлины) Железовской, впоследствии один из основателей именной стипендии Игнатия Железовского для детей-сирот, обучающихся на отлично в Виленском духовном училище. В Больших Сехновичах у него родились и были крещены три сына: Владимир, Павел и Александр.

При Иоанне Левицком в Сехновичах возникло народное училище для крестьянских детей, в котором священник преподавал Закон Божий и пение. Он награжден бронзовым крестом на Владимирской и медалью на Андреевской лентах в память о Крымской войне, медалью «За усмирение польского мятежа 1863-1864 годов», набедренником, скуфьей и наперсным крестом. В ноябре 1871 года отец Иоанн стал заштатным священником Сехновичской церкви.         С началом русско-турецкой войны 1877 года командирован для исполнения треб в подвижной военный госпиталь № 40, размещавшийся в Румынии и Болгарии. Проживал до смерти у внука, настоятеля Вольковской церкви Бельского уезда (н/вр Польша).

Из детей отца Иоанна наибольшую известность в истории православия получил Владимир Левицкий (1842-1923), который стал основателем православной церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции (Италия). Младший сын Александр (1847-1877) служил псаломщиком в Сехновичской церкви с 1870 по 1877 годы.

Отец Иоанн, проживший долгую жизнь, похоронен на церковном погосте вблизи своего храма рядом с женой, которая скончалась в 1849 году. Здесь же похоронен сын Александр, умерший в Ницце, где лечился от туберкулёза.

С 14 ноября 1871 по 1887 годы настоятелем Свято-Николаевской церкви являлся Василий Леонтьевич Любинский, на рубеже ХІХ-ХХ столетий – с 8 ноября 1887 по 1914 годы – протоиерей Павел Петровский, награждённый орденом Святой Анны 3-й степени, камилавкой, наперсным крестом и медалью «За усмирение польского мятежа 1863-1864 годов».

Из Гродненского православного календаря за 1899 год известно, что приход Свято-Николаевского храма состоял из 13 селений: Сехновичи-село, Багны, Бородичи, Грицевичи, Малая Жабинка, Корды, Курпичи, Матиевичи, Путищи, Семеновцы, Сехновичи-деревня, Сеньковичи, Ханьки, имел приписную церковь Иоанна Предтечи в Матиевичах, братство, церковно-приходское попечительство, церковную школу в Кордах, в которой обучались 17 мальчиков и 2 девочки, народное училище в Сехновичах для 53 мальчиков. Прихожан насчитывалось 1017 мужского пола и 949 женского пола. Причт состоял из двух лиц: священника и псаломщика.

Следующим настоятелем Сехновичской церкви стал Константин Игнатьевич Кончевский. Он родился в мае 1858 года в селе Ивашкевичи (н/вр Зельвенский район, Гродненская обл.). После окончания Холмской духовной семинарии с осени 1883 года учительствовал. Назначение на приход в Большие Сехновичи получил 7(20) июля 1914 года, одновременно стал законоучителем в обоих Сехновичских народных училищах. В 1915 году в связи с наступлением кайзеровских войск по приказу российского военного командования церковное имущество, утварь, богослужебные книги, церковная документация вывезены в Россию. Епархия временно не существовала. Многие прихожане тоже были эвакуированы, а их жилища сожжены казаками. Судьба вывезенного церковного имущества осталась неизвестной до сих пор.

В период немецкой оккупации (1915-1918) почти все церковные приходы Жабинковщины были закрыты. Проводились ли Богослужения в Сехновичской церкви после 1918 года неизвестно. На основании сохранившейся клировой ведомости за 1921 год можно узнать, что после двух войн Сехновичский приход начал возрождаться Гродненской епархией.

Клировая ведомость Сехновичской Свято-Николаевской церкви, Кобринского уезда и благочиния, Гродненской епархии за 1921 год гласит:

«1. Церковь построена: неизвестно кем и когда. Совершенно ветхая, значительно поврежденная во время боев русских с немцами и русской Красной Армии с польскими легионами в 1920 г. Крыша гонтовая и потолок изрешечены пулями и дают сильную течь, во многих местах заметны повреждения от боевых снарядов, ограда кирпичная во многих местах разбита.

2. Колокольня: деревянная, с такой же отдельно стоящей оградой, но от которой остались одни только столбы с гонтовой крышей.

3. Престолов: один во имя святителя и Чудотворца Николая.

4. Обеспечена утварью: очень бедна, имеется только одна чаша, одно полное облачение, остальное частью вывезено во внутреннюю Россию в 1915 г., частью испорчено и расхищено.

5. По штату при ней положены: священник и псаломщик.

6. Жалованья положено: нет

7. Кружечных доходов за 1921 г получено: нет.

8. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: не имеется.

9. Земли при церкви состоит: усадебной с погостом церковным 3 десятины, пахотной 18 десятин. Но цифры эти приблизительные, так как план и документы вывезены в 1915 г. в Сергиев Посад.

10. Качество церковной земли: среднее.

11. Средний доход, ею приносимый: нет.

12. Дома для священно- и церковно-служителей на церковной усадебной земле: деревянные, составляют собственность церкви, но требуют большого ремонта. На усадьбе священника все хозяйственные холодные постройки истреблены пожаром, а на усадьбе псаломщика сохранились хлебный и скотский сараи.

13. Состояние домов: дом для священника во время военных действий приведен в такое состояние, что без капитального ремонта поселиться в нем нет никакой возможности. В нем нет окон, печи разрушены, не все двери, крыша дает течь.

14. Приписанных к сей церкви церквей: в селе Матиевичи в двух верстах от приходской, сохранившаяся в целости.

15. Книги для церковного круга: сохранились только частью».

В это время в Больших Сехновичах служил иерей Иоанн Самойлович, который родился в мае 1896 года в селе Мокраны (ныне Малоритский район). Рукоположенный 25 июля 1921 года в сан священника Иоанн Иоаннович направлен в Сехновичскую церковь, где был настоятелем около двух лет. Приходская Свято-Николаевская церковь в селе Большие Сехновичи была в таком состоянии, что проводить в ней богослужения не представлялось возможным. Из-за недостатка средств работы по восстановлению храма продолжались несколько лет. В 1922 году выполнили остекление окон, частично отремонтировали кровлю из гонта и дом священника. В 1923 году исправлена церковная ограда, изготовлено деревянное точеное из клена паникадило.

Из клировых ведомостей за последующие годы видно, что жизнь на приходе постепенно стала налаживаться: увеличились доходы, появилась возможность проводить текущие ремонты церкви и дома, где жили священник и псаломщик.

Следующим настоятелем храма стал 45-летний иерей Иоанн Стасюк, который вел службы в Больших Сехновичах с 1925 по 1935 годы. Документы свидетельствуют, что 5 декабря 1930 года в Сехновичскую церковь поступило письмо от настоятеля Озятской церкви отца Николая Рутковского с приглашением прихожан принять участие в торжественном перенесении чудеснообновленной иконы «Богоматерь Одигитрия» из деревни Теляки в Озятскую Свято-Николаевскую церковь, которое состоялось спустя две недели.

С апреля по декабрь 1935 года в церкви служат иереи Максим Секретюк, а затем Иоанн Митишук, с 1936 по 1937 годы – иерей Иоанн Яковлевич Житинец.

В 1937 году на приход назначается Игорь Дмитриевич Зелезняк, который в феврале 1936 года рукоположен во иереи архиепископом Пинским Александром (Иноземцевым).

1-го сентября 1939 года началась Вторая мировая война, принесшая некоторые изменения в управление церквями. В августе 1941 года немецкими оккупационными властями произведено административное деление Белоруссии. Часть Брестской области, в том числе и село Сехновичи, отошли к рейхскомисариату «Украина».

20 марта 1942 года Собор православных епископов Украины Московского Патриархата назначил епископом Брестским Ковельского епископа Иоанна (в миру Виктор Филиппович Лавриненко 1899-1985), который через благочинного Петра Котара управлял Жабинковскими церквями до августа 1944 года.

В Государственном Архиве Брестской области имеется документ: «Справка. Постановлением Полесской Духовной Консистории от 23 января 1943 года № 1, утвержденного резолюцией Его Высокопреосвященства Владыки Митрополита от того же числа за № 12, настоятель Сехновичского прихода священник Игорь Зелезняк назначается благочинным Жабинковского округа».

После непринятия его благочинным Жабинковского округа, переведен вторым священником в Свято-Симеоновский Кафедральный собор Бреста, где служил до 26 августа 1945 года. Арестован 27 августа 1945 года в Бресте за участие в антисоветской националистической организации, приговорен к 10 годам лагерей и трем годам поражения в правах. Освобожден и реабилитирован указом военного прокурора войск МВД СССР в феврале 1947 года.

В 1943 году в Сехновичскую Свято-Николаевскую церковь настоятелем назначен благочинный 3-го Кобринского округа Владимир Александрович Рункевич (1902-1969), служивший здесь до 1954 года. Сохранился документ от 10 декабря 1944 года – справка о бракосочетании по обряду православной церкви, которое совершали настоятель Сехновичской церкви – протоиерей Владимир Рункевич с псаломщиком Андреем Талашкевичем.

В послевоенный период функции церкви остались прежними, несколько изменилось управление ими. Теперь главной фигурой являлся уполномоченный по делам религии при облисполкоме и при Совете Министров. Настоятели приходов составляли отчеты в двух экземплярах, один шел в епархию, другой – уполномоченному. Назначение на приход священников осуществлялось только по согласованию с ним. В приходах были созданы церковные советы, наделенные широкими полномочиями. Кроме страхового налога со строений, отчислений на оборону, в Фонд мира и советский Красный крест, был введен культовый налог, а так же государственный заем.

Во время хрущевской «оттепели» (1953-1963) церкви Жабинковского благочиния находились под угрозой закрытия. Свято-Николаевская в Больших Сехновичах выстояла, судьба же приписной Свято-Иоанно-Предтечинской в Матиевичах (н/вр Матеевичи) была предрешена – в 1967 году она закрылась.

В тяжелые голодные послевоенные годы с 1954 до 1960 настоятелем Сехновичской церкви служил переведенный из Пинского района рано овдовевший отец шестерых детей протоиерей Михаил Иоаннович Лисицкий. По воспоминаниям его сына Георгия крещение детей в то время проходило на дому. Плату за требу отец Михаил не просил – расплачивались, чем могли, иногда хлебом, но чаще обряд совершался бесплатно.

При церкви существовал хор, которым изначально руководила супруга псаломщика Талашкевича. Затем его возглавляла дочь отца Михаила Галина Лисицкая, около 30 лет регентом хора являлась Мария Петровна Аксютик. Жительница деревни Большие Сехнович Татьяна Федоровна Грицук, которой в августе 2022 года исполнилось 95 лет, начала петь в церковном хоре с 1948 года, когда в церкви правил отец Владимир Руневич, последний раз она всходила на клирос в 2020 году. Певческий стаж – 72 года.

В июне 1957 года выполнено электроосвещение церкви, гонты крыши заменены новыми. В начале 1970-х годов  гонтовое покрытие обновленно, а в начале 1980-х при проведении капитального ремонта оно заменено стальной кровлей.

С 1962 по 1982 годы в Свято-Николаевской церкви служит протоиерей Федор Михайлович Пашкевич (1900-1982), в   1983-1987 годах – протоиерей Василий Середин (1941-2016).

С 26 декабря 1987 года настоятелем храма является митрофорный протоиерей (ныне иеромонах) Алексий Петрусевич. В 2009 году  проведен капитальный ремонт церкви: стены здания с внутренней стороны облицованы гипсокартоном и шалевкой, оконные проемы заполнены стеклопакетами, установлены водосточные трубы, устроены отливы, защищающие нижний венец от влаги, выполнена отмостка фундамента, заменены кресты на куполах, установлен бетонный забор вокруг церкви. Церковная территория благоустроена: проложены дорожки из тротуарной плитки, выполнены цветники. С 2014 года отопление церкви осуществляется природным газом. Внутреннее убранство церкви тоже преобразилось, появились: позолоченный иконостас, дубовые жертвенник, паникадило, семисвечник и облачение престола, новые иконы.

С 24 января 2004 года при храме действует Воскресная школа. Протоиерей Алексей (Петрусевич) провел свой первый урок в организованной им Воскресной школе в канун памяти раннехристианской мученицы Татьяны Римской, которая отмечается в Православной церкви 25 января. В ноябре 2005 года батюшка благословил вести школу Светлану Васильевну Скалину, затем ее сменяли Татьяна Скалина, Татьна Кальман, в настоящее время преподают Татьяна Лебидь и Марина Димкович.

9 марта 2018 года на базе Воскресной школы при Сехновичском храме прошел IV педагогический семинар учителей Воскресных школ Жабинковского благочиния. За 18 лет состоялось пять выпусков, свидетельство об окончании получили 22 выпускника, хотя через школу прошли более ста детей.

19 декабря 2012 года Преосвященнейший Иоанн, епископ Брестский и Кобринский, совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца по случаю престольного праздника, 285-летия храма и 155 лет со дня освящения. Престольный праздник отмечается 22 мая и 19 декабря.

Церковь Святого Николая Чудотворца за время своего существования никогда не закрывалась.

В настоящее время Свято-Николаевская церковь в деревне Большие Сехновичи входит в состав Жабинковского благочиния Брестской епархии.

На церковном кладбище находятся захоронения местных духовных семей: Леонтия Железовского и его супруги; Александра Левицкого и его матери Павлины Павловны (урожденной Железовской); жены Василия Любинского Надежды и их детей-младенцев Елены и Павла.

За храмом находится почти стертые с лица земли католическое и униатское кладбища, где можно найти захоронения владельцев местной усадьбы Вандалина и Клеменса Пржиборов и советника Кароля Чернецкого, «писаря и радца благ Сехновичских».

АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВИ

Николаевская церковь в деревне Большие Сехновичи является памятником деревянного зодчества Белорусского Полесья и внесена в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Она возведена из деревянного бруса. Как свидетельствуют документы, первоначально на этом месте существовала древняя деревянная церковь, но она не сохранилась. К 1727 году на ее месте уже существовала современная церковь, которая частично перестраивалась в 1860, 1862, 1867 годах. Поэтому в архитектуре церкви сочетаются традиционные приемы деревянного зодчества XVIII века и эклектические мотивы середины XIX и XX столетий.

Первоначально ее фасад обрамляли четырехскатные башни с куполами в стиле барокко. По традиционным методам строительства их форму повторяет остроконечный купол над алтарной частью, сохранившийся в первозданном виде. К сожалению, боковые башни разобрали. После присоединения боковых ризниц к апсиде трехгранная алтарная часть приобрела необычный вид – стала двухуровневой: прямоугольной в нижнем ярусе (здесь находятся две ризницы), треугольной в верхнем.

Главный фасад храма выделяет прямоугольная в плане двухъярусная колокольня, второй ярус которой – сама колокольня. Современная Свято-Николаевская церковь в плане имеет форму вытянутого прямоугольника, характерную для деревянных храмов второй половины XIX века. Основной объем храма – прямоугольный в плане сруб, покрытый высоким двускатным потолком. Стены его гладкие, без декоративных элементов.

С запада к главному бревенчатому срубу примыкает квадратный в плане бабинец, завершенный колокольней, перекрытой шатровой крышей с главкой. Крыша всего храма двухскатная, а над алтарем, над которым расположена низкая фигурная главка, трехскатная. Стены вертикально обшиты досками.

Окна имеют арочные навершия со стрельчатым оформлением завершений. Раньше были украшены интересным рисунком переплетов и заложенным между ними цветным стеклом, наподобие витражей. Использовалось стекло красного, белого и синего цветов. Завершали окна переплеты в виде солнца с лучами. Такие разноцветные витражи довольно редкое явление в деревянном зодчестве Беларуси. В период с 2008 до 2009 года ветхие витражи заменены стеклопакетами.

В интерьере частично сохранилась роспись того времени. Зальное пространство разделено четырьмя колоннами на три нефа и перекрыты плоским потолком. Над входом на четырех круглых колоннах с подкосами, имитирующими арочную галерею из дерева, расположены музыкальные хоры. Апсиду отличает деревянный иконостас, на тыльной стороне которого темперная роспись XVIII века «Святители».

В церкви Николая Чудотворца в деревне Большие Сехновичи хранилась икона «Рождество Иоанна Крестителя» XVIII века, выполненная на холсте маслом Яном Вишинским, которая сейчас находится в коллекции Музея древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси в Минске.

СВЯТЫЕ МОЩИ, ХРАНЯЩИЕСЯ В ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ДЕРЕВНЕ БОЛЬШИЕ СЕХНОВИЧИ:

Святителя Николая архиепископа Мирликийского

Святителя Павла митрополита Тобольского

Святителя Василия исповедника Кинешемского

Святителя Димитрия митрополита Ростовского

Священномученика Виктора епископа Глазовского

Священномученика Фаддея архиепископа Твердского

Священномученика Николая пресвитера Искровского

Преподобномучеников Вифлеемских

Преподобного Анатолия старца Оптинского

Преподобного Макария Колязинского

Преподобной Ефросинии Полоцкой

Праведного Алексея Бортсурманского

Благоверной княгини Анны Кашинской

Святого благоверного князя Александра Невского

Святой блаженной Матроны Московской

Святого апостола Андрея Первозванного

Преподобных старцев Оптинских

Святых благоверных Петра и Февронии Муромских

Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Святого Исакия Затворника

Святителя Алексия, митрополита Московского

Праведного Симеона Богоприимца

Святого великомученика Георгия Победоносца