
Спасо-Преображенская церковь в деревне Хмелево – один из старейших храмов на Брестчине. Возведен он в 1725 году в честь Преображения Господня. Спустя полвека, потерпев от междуусобных войн, храм потребовал частичного обновления. В 1774 году известный магнат Адам Чарторыйский пожертвовал на восстановление Хмелевской церкви значительную сумму. С тех пор храм никогда не закрывался, не подвергался осквернению и не горел. Местные жители удивленно замечают: стены из дерева, а на самом деле – будто из камня. Гвоздь вбиваешь – не идет, нагревается, но не идет. Храм включен в список культурного наследия Беларуси. Хмелевский храм является памятником деревянного зодчества в стиле барокко с элементами классицизма.
Он расположен на западной окраине агрогородка Хмелево, на старом кладбище, где растёт сосновый бор. Территория церкви огорожена капитальным бетонным забором. К сожалению, время не сохранило имени зодчего, построившего церковь. На протяжении своего существования она неоднократно обновлялась. В 1839 году к главному фасаду пристроен тамбур, рядом с храмом была возведена деревянная двухъярусная звонница. Церковь и звонница образуют единый архитектурный ансамбль.
Спасо-Преображенская церковь относится к типу храмов, которые в плане напоминают форму креста. Такой тип плана очень распространён в храмовом строительстве Брестской области.
В оформлении церкви сохранились произведения монументальной живописи и декоративного искусства 18–19 вв. Прежде всего, двухъярусный резной иконостас.
В интерьере церкви среди других выделяются две чудесные иконы 18–19 веков – это «Матерь Божья Ченстоховская» в деревянном киоте и «Апостол Марк», которые являются произведениями древнебелорусской живописи.
Ченстоховская икона Божьей Матери относится, по преданию, к тем 17-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66-67 годах н. э., во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохранили в пещерах и Ченстоховский образ Божьей Матери. В 326 году святая царица Елена получила в дар эту икону, привезла её в Константинополь и поместила её в дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. Именно этой иконой благословили в X веке царевну Анну на брак с князем Владимиром. Анна перевезла икону в Киев. Позже, в XIII веке, образ со всеми почестями был перенесен в Бельзский замок князем Львом Даниловичем, основателем города Львова, и отдан в ведение православному духовенству. Земли, на которых стоял замок Бельз, впоследствии отошли к Польше, князь Владислав Опольский с должным почтением отнесся к святыне. Через некоторое время Заступница Небесная сообщила князю во сне, чтобы ее перенесли на Ясную гору. Ченстоховский монастырь, основанный в указанном месте в 1352 году, стал следующим приютом иконы.
Конечно, в монастыре находится не именно та икона, но очень старый редкий список с нее, выполненный в XVII–XVIII вв. на холсте и прославившийся многими чудесами. Икона является местночтимой. В XX веке икону неоднократно пытались украсть, но всякий раз она снова возвращалась на место. Сегодня Ченстоховская икона особо почитается среди православных. Были неоднократные случаи исцеления возле нее. Специально в честь чудотворной иконы в 2000 г. был возведен храм-часовня Ченстоховской Божией Матери. Освящение нового храма архиерейским чином состоялось 17 ноября 2002 года. Это первый в Беларуси храм в честь чудотворного образа Матери Божьей Ченстоховской.
«Первоначально икона находилась в часовне в имении помещика. Однажды, когда случился пожар, вся часовня полностью сгорела, но икона осталась невредимой, а только лишь потемнела и свилась в трубочку. Помещик получил откровение во сне взять на пожарище святую икону и построить для неё новый храм. Он с усердием начал искать место и объезжать на коне окрестности села Хмелево.
Примерно на расстоянии километра от села на горке в лесу конь остановился и стал как вкопанный. На том месте был построен Спасо-Преображенский приходской храм, в котором до сего дня пребывает святая икона». [1]
30 декабря 1999 года получено благословение архиепископа Брестского и Кобринского Константина (ныне покойного) о преобразовании Спасо-Преображенского прихода в Спасо-Преображенскую мужскую пустынь.
В 2004 году пустынь преобразована в мужской монастырь в честь Преображения Господня. Наместником монастыря является архимандрит Серафим (Василий Иванович Петручик) – «Человек года – 2000» на Брестчине.
Сегодня в монастыре несут послушание 18 монашествующих.
Приезжают люди в Хмелево не только из всех уголков Беларуси, но и из России, Украины, Прибалтики и Польши. Уже 290 лет ежегодно 19 августа, в день Преображения Господня, Спасо-Преображенская церковь встречает всех жарким ароматом вкусных яблок, принесённых на освящение в яблочный Спас, запахом цветов, которыми украшаются все уголки храма, благоуханием ладана.
Несмотря на свой почтённый возраст, Спасо-Преображенская церковь светло и радостно смотрит в мир и вселяет в души людей надежду на счастье и благополучие.
Протоиерей отец Фёдор
Протоиерей отец Михаил
Протоиерей отец Михаил
Протоиерей отец Иоанн

отец Николай Соболевский
(03.10.1904 – 07.04.1979)
Отец Александр
Отец Пётр Бабич
Отец Пётр Романович
Отец Алексей Скуловец
Отец Григорий Колесник
Отец Иоанн Кинчак
Архимандрит отец Серафим (в миру Василий Иванович Петручик, 1965 г.р.). Родился в г. Жабинка. Закончил СШ №1 г.Жабинка, художественное училище в г. Кобрине. После училища мирянин Василий Петручик отправился в Жировичский мужской монастырь. Пять лет был послушником, затем принял постриг и имя Серафим. С 1995 года – настоятель Спасо-Преображенского храма, с 30 декабря 1999 года – настоятель Спасо-Преображенской мужской пустыни.
Смотрите нас на YouTube
Ленинская сельская библиотека
Сахарозаводская городская библиотека
Жабинковская детская библиотека
Жабинковская районная библиотека
Ракитницкая сельская библиотека
Ленинская сельская библиотека
Сахарозаводская городская библиотека
Центральная районная библиотека
Жабинка читающая
Читайте нас в Telegram